МБОУ "СОШ №1" г. Усинска
город Усинск, Республика Коми
  • Алгоритм действий в школе при выявлении суицидального случая

    Автор: Кормакова Ю.С.
    Алгоритм действий в школе при выявлении суицидального случая
    Алгоритм действий в школе при выявлении суицидального случая.

    Алгоритм действий в школе при выявлении суицидального случая

    Алгоритм действий образовательной организации при выявлении суицидального случая

    Для педагогов.

    1. Педагог, выявивший суицидальный случай/попытку совершения суицида, в тот же день сообщает об этом директору образовательного учреждения, классному руководителю.
    2.  В случае незавершенной попытки суицида классный руководитель связывается с родителями (законными представителями) ребенка:
    • сообщает имеющиеся сведения, если родители еще не извещены о предпринятой ребенком попытке суицида;
    •  приглашает для беседы с администрацией по прояснению ситуации и планированию дальнейших действий
    • в случае отсутствия ребенка, совершившего попытку суицида, на данный момент в школе в телефонной беседе с родителем необходимо уточнить местонахождение ребенка; если родитель не знает точно, попросить его прояснить и быть с ребенком в контакте.

    3. При общении с детьми (включая ребенка, предпринявшего попытку суицида) необходимо придерживаться правил поведения и рекомендаций по ведению беседы.

    4. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с одноклассниками, ближайшим окружением ребенка суицидальных случаев, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

    Для администрации.

    1. Руководитель учреждения передает информацию заместителю директора по ВР, классному руководителю, педагогу-психологу учреждения и назначает ответственных по разработке и организации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего – в течение суток. Организует рабочую группу для выстраивания работы с ребенком, родителями и ближайшим окружением ребенка. Участники рабочей группы: директор и/или зам. директора по ВР, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель класса, где учится выявленный ребенок.
    2. Руководитель учреждения назначает куратора случая (из членов рабочей группы), ответственного за организацию и координацию работы всех привлеченных специалистов.
    3. Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего в образовательной организации осуществляется только с письменного согласия родителя/законного представителя ребенка.
    4.  Руководитель учреждения передает информацию о происшествии и о предпринятых мерах в рамках учреждения в органы управления образованием – в течение трех суток.
    5. Руководитель учреждения организует дополнительные меры по профилактике суицидального поведения в образовательной организации, учреждении для несовершеннолетних.
    6. В случае отсутствия в учреждении педагога-психолога либо при отсутствии у последнего опыта и квалификации в вопросах суицидологии и помощи в кризисных состояниях руководитель привлекает специалистов органов социальной защиты населения, отделения помощи семье и детям при учреждении социальной защиты населения незамедлительно.

    Для рабочей группы.

    1. В течение первых трех дней после совершенного суицида (попытки) рекомендуется провести психологические встречи с ближайшим окружением суицидента. Целью проведения этих встреч является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение развития симптомов посттравматического стрессового расстройства (далее – ПТСР). Оптимально проведение таких встреч психологом, возможно, в паре с классным руководителем или педагогом, имеющим доверительный контакт с обучающимися.
    2. Педагог-психолог учреждения проводит экстренную диагностическую работу с целью выявления детей, подверженных повышенному и высокому суицидальному риску. Перед началом этой работы необходимо получить письменные согласия родителей (законных представителей) детей до 14 лет или согласия самих детей, достигших 15-летнего возраста. Работа, в первую очередь, проводится со всеми обучающимися той параллели, ученик которой совершил попытку суицида. Далее возможна работа и с учащимися других параллелей классов. В случае отсутствия педагога-психолога в учреждении можно привлечь к сотрудничеству специалистов Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – РЦППМСП). Педагог-психолог анализирует полученные данные диагностического обследования суицидального риска и результаты наблюдения педагогов и выявляет потенциальную «группу риска», с которой необходимо выстраивать дальнейшую работу (индивидуальную или групповую).
    3.  На совещании при директоре рабочая группа представляет результаты оценки риска суицидального поведения. В случае выявления одного или нескольких детей, попадающих в «группу риска» проводится беседа индивидуально с каждым с привлечением специалиста, имеющего квалификацию в вопросах суицидологии и помощи в кризисных состояниях.
    4. На основании представленных результатов рабочая группа на совещании разрабатывает экстренный план работы с указанием ответственных.
    5. Директор издает приказ об экстренных мерах по профилактике суицидального поведения учащихся. План должен включать системные мероприятия с учащимися, родителями, педагогами. Для учащихся: групповые или индивидуальные занятия по выявленным проблемам, мероприятия профилактического характера для предупреждения различных видов деструктивного поведения.

    Для педагогов: информационное совещание по теме «Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению», обучение алгоритмам беседы с ребенком (детьми ближайшего кружения), родителями (законными представителями). Для родителей: информационные родительские собрания, индивидуальные консультации по возникающим проблемам.

    Важно!

    1. При выявлении учащегося с суицидальным поведением важно сочетание оперативности действий и их согласованности. Не допускать спонтанных действий и распространения слухов и домыслов.
    2. Чем меньше специалистов поговорит с выявленным ребенком и его семьей по прояснению ситуации, тем эффективнее может быть построена работа. Разговоры о подробностях ситуации с разными людьми, необходимость говорить несколько раз подряд одно и то же на неприятную тему, значительно повышают сопротивление, агрессию и риск того, что подросток и его родители откажутся от получения необходимой помощи. Оптимальна ситуация, когда ребенок находится в близком контакте с одним специалистом.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике